Компания Liaz

Liaz

ВИДЕО

LIAZ – это чешская машиностроительная компания, выпускающая специализированную технику (самосвалы, тягачи, грузовики) и автобусы. Название фирма получила от места основания, города Либерец, т.е.  аббревиатура LIAZ значит ”Либерецкие автомобильные заводы”.

История компании LIAZ

Производство открылось в 50-х годах прошлого столетия для выпуска грузовиков Skoda. Для этого было выкуплено и обновлено несколько заводов в городе Либерец, Рыновице, Мнихово, Свияны-Лоуков, Градиште. В дальнейшем, количественный состав и специализация предприятий,  входящих в группу Либерецких заводов, многократно менялся. В результате главный офис компании сместился в город Яблонец-на-Нисе.

С 1952 года начался выпуск бескапотных грузовых машин Skoda-706R, за год было произведено порядка тысячи экземпляров. Следующие модели – Skoda-706 КТ и Skoda-706 МТ стали базой для создания ”сотой” серии тяжелых неприхотливых грузовиков уже под брендом LIAZ (с 1973 года). Примечательно, что с того момента все машины имели на борту по две эмблемы – Skoda и  LIAZ .

LIAZ-100 представлен грузовыми автомобилями (18-19 тонн) и седельными тягачами для поездов (36-38 тонн), которые и принесли популярность новому бренду. В 1975 году на Всемирной выставке в Брно седельный тягач LIAZ-100.45 завоевал золотую медаль.

Одновременно на базе старой 760-ой серии завод выпускал самосвалы MTS24, MTSР24, MTSР27 с приводом 4х2 и 4х4.

В 1984 году выпущена “сто десятая” серия. Из принципиальных отличий – опрокидывающаяся кабина и пневмоподвеска. Серия “122” представлена трехосными седельными тягачами и бортовыми грузовиками. Машины от современников отличались выгодным дизайном и очень продуманной кабиной. Комплектовались родными шестицилиндровыми рядными дизельными двигателями с турбонаддувом MS637 и MS638 мощностью 207 и 304 л.с. на 2000об/мин  соответственно. Также был сохранен рациональный принцип “взаимозаменяемости”, т.е. одинаковое крепление двигателей, позволявшее устанавливать любой мотор на любую модель машины. Эта серия автомобилей имеет спальную полку и среднее сидение (место освободили благодаря наклону цилиндров двигателя). Грузовики сто десятой серии иногда еще возможно встретить на дорогах постсоветского пространства, так как много машин было выпущено специально для социалистических стран.

Вскоре фирма  LIAZ купила лицензию французского Renault на выпуск легких грузовиков, но идея оказалась неудачной.

Дальнейшее развитие “сотой” серии принесло много модификаций, начиная от укороченной кабины без спального места водителя и до четырехосных моделей с моторами другого типа. Полноприводная версия с пассажирским кузовом имела название Africabus. С этой же линейки началось ежегодное участие компании в известной гонке Париж-Дакар. В 1877 году полноприводный автомобиль “111” серии достиг наивысшего показателя для фирмы, завоевав бронзу в соревнованиях.

Liazавтомобили LiazСледующая, “200” серия отличалась лишь наличием звукоизоляции в кабине и антиблокировочной тормозной системой.

Предлагая различные варианты комплектации техники, завод оказался не способен удовлетворить требования рынка и сохранить необходимые объемы продаж. Производство сокращалось, и в конце 80-х годов имело весьма плачевное состояние. С распадом Чехословакии LIAZ потерял внешние рынки продаж.

В 1989-1992 годах LIAZ создал акционерное общество, отделившись от гиганта Skoda и ее дочернего предприятия Truck International AS.

В 1995 году выпускалось четыре семейства грузовых авто:

  • S (грузовики, комплектовались двигателями STEYR (Австрия) мощность 180 л.с.);
  • FZ (шасси и самосвалы, максимальная масса – до 16 тонн, такие же двигатели STEYR);
  • 300 (27 основных моделей, например: шасси для строительного и коммунального оборудования, самосвалы, бортовые грузовики и тягачи с разной ходовой; моторы имели мощность от 230 до 380 л.с.);
  • М300 (модельный ряд представлен двумя седельными тягачами для дальних перевозок.).

В 1995 году Skoda, выкупила акции LIAZ и основала новое предприятие Skoda LIAZ. В следующем году на международной автомобильной выставке в Ганновере она представила обновленный седельный тягач Skoda LIAZ АS, или же 400 XENA. Этот тягач имел мощный (530 л.с.) 12-ти литровый мотор Detroit Diesel, систему трансмиссии Eaton RTSO и две модификации заднего моста (Rockwell/Raba). Также тягачи имели привлекательный, практичный и продуманный дизайн кабины. К сожалению, всего было выпущено не более сотни тягачей 400 XENA.

После нескольких перекупок компания LIAZ стала называться в 2002 году JAMOT (Jablonecky Motory), и вскоре объявила себя банкротом. А уже с 2003 года JAMOT вошла в мощный концерн по производству и эксплуатации газовых станций TEDOM.

Начались разработки новых моделей самосвалов спонсированные TEDOM. Но до настоящего времени было выпущено только пару таких машин. Интересный вариант самосвала – работающего на газу.

Сможет ли компания снова выйти на передовую тяжелого машиностроения – узнаем позже, а тем временем на наших дорогах ездит еще очень много ЛиАЗов, требующих ремонта, сервисного обслуживания, комплектующих и расходных материалов. Все это Вам предлагает компания ТДС. Наши специалисты оценят состояние машины, выполнял плановый или капитальный ремонт, при необходимости проконсультируют и помогут!

Наверх↑